Если вы впервые едете на Байкал зимой…
Будьте готовы!

Самое главное – не забыть солнцезащитные очки (Да, даже зимой!), детский крем для смазывания открытых участков кожи и хорошее настроение. И ...Коньки! На крайний случай сойдут и лыжи, но коньки прикольнее. А о теплых вещах, дополнительных аккумуляторах для фототехники и зимних шипах для автомобиля расскажем ниже.
Зимняя резина для авто

Прокатившись в феврале-марте 2022 до Байкала и обратно, преодолев заснеженные Саяны и серпантин Хамар-Дабана на всепогодной резине, пришли к выводу, что специальная зимняя резина с шипами все-таки нужна. Особенно автомобилю с жестко подключаемым полным приводом (part time). На всепогодке ехать, конечно, можно, но это не безопасно, не комфортно и вредно для трансмиссии автомобиля. Не советуем повторять наш опыт. Эксперимент мы, конечно, поставили, но уже на следующий год запаслись «сменкой». На данный момент изучаем вопрос автономного обогрева салона.

Кому интересно. 28 января Биглемобиль 2:0 полноприводный «Соболек» вышел с конвейера Горьковского автомобильного завода. За неделю до старта грандиозного приключения «Байкальская миля 2022» мы привезли его из Нижнего Новгорода. «Миля» пройдена в базовой комплектации не от хорошей жизни, переобуться до старта мы просто не успели. Тем не менее, это оказался бесценным опытом: на оледенелых серпантине сточили только протектор передних колес.
Мы единственные, кто прошел гранд-тур «Байкальская миля 2022» (более 15 500 км) на отечественном автомобиле, к тому же самом молодом и практически не обкатанном – с завода. И один из четырех экипажей, кто проехал больше остальных (4 машинки стартовали из Кронштадта, остальные – из Москвы, Владивостока и Tesla из Минска).

Экипировка

Байкал зимой – удивительное место, тысячи километров льда. Чтобы уверенно гулять по нему, не думая о падениях, обязательно берите с собой «кошки» – шипы на резинках, которые можно надеть на стандартную обувь. Алексей для пущей устойчивости использовал еще и треккинговую палку. Сойдут и обычные лыжные.

Бурятия – край, где более 350 дней в году светит солнце. Зимой оно усиливается белоснежными бескрайними просторами, шикарно отражающими лучи. Поэтому солнечные очки обязательны.

Что же касается одежды, то тут стоит определиться: как именно вы собираетесь созерцать зимний Байкал – в статике, или все-таки в динамике. Желательно, конечно, в любом случае двигаться.
Термобелье обязательно!

Главный принцип одежды для подобного путешествия – ее многослойность. Слоев одежды должно быть не менее трех. Несколько более тонких промежуточных лучше, чем один толстый (даже из натурального альпака).

Нижний стой термобелья должен плотно прилегать к телу и иметь хорошие влагоотводящие свойства. Средний – облегать, но не обтягивать, создавать небольшую воздушную прослойку. Третий слой, помимо отведения влаги, создавать уже большую воздушную прослойку и греть. В качестве внешнего слоя хорошо использовать куртку с утеплителем.

Обратите внимание, что во всех слоях(!) важны влагоотводящие свойства одежки. Если внутренние слои хорошо отводят влагу, а внешний, как полиэтиленовый парник, то вся система не будет работать, а будет скапливаться влага. А влага – это холод! С ней путешественникам холодно зимой и жарко летом.

Термобелье, флиска, шерстяной свитер и длинный пуховик поверх позволили нам продержаться на льду до 5-6 часов кряду даже в непогоду.

Из обуви – выбирайте треккинговую, мембранную, дыщащую (Помните про эффект парника!) не экономьте! Подошва не должная быть тонкой, протектор должен быть глубоким, носки тоже с влагоотводящими свойствами.

Одежда для собак
К сожалению, для собак такого богатого выбора одежки нет, поэтому специально перед поездкой на Байкал мы сшили для Рю и Ми «космические» комбинезоны. Верх из яркой плащевки, чтобы были заметными на льду, подклад, утеплитель альполюкс, держащий температуры до -30 по Цельсию, в качестве термобелья сошла натуральная шерсть. К обуви наши пёсели, к сожалению, не приучены, поэтому греть лапки мы отводили их в машину. И да, приготовьтесь, что с каждым заходом в автомобиль, вам придется раздевать компаньонов, а с каждым новым выходом на лед – одевать.

На всякий случай

И да, на всякий случай! Если вам холодно, ни в коем случае нельзя употреблять спиртное. Если сильно замерзли, не вливайте в себя сразу горячий обжигающий чай с травками, начните с теплого, согревайтесь постепенно. Раздеваться в помещениях тоже советуем постепенно. Не благодарите!
Остерегайтесь трещин во льду, прислушивайтесь! Байкал – он говорит с человеком. Появление трещины всегда сопровождается гулом и треском – когда потише, когда погромче.

О любом своем выходе на лед сообщайте хоть кому-то, чтобы вас всегда могли найти в случае ЧС, не дай Бог, околеете.
Актуально для фотографов

Каждый год на зимний Байкал отправляются сотни фотографов, видеографов и журналистов, стремящихся передать своим подписчикам красоту ледяных торосов и трещин. И среди них тоже немало тех, кто попадет на байкальский лед впервые.

Что делать новичкам без опыта съемки в суровых условиях зимнего Байкала?

Самое проблемное при зимней съемке – это температуры до -38, которые напрямую влияют на срок службы аккумулятора, снижая его ресурс на 30-40 %. Поэтому запаситесь сменными аккумуляторами и носите их во внутреннем кармане куртки, чтобы они согревались теплом вашего тела вплоть до замены севших.

Если хотите снимать на светосильную оптику, захватите с собой фильтры. В условиях яркого солнца на открытых диафрагмах 1,2, 1,8 или даже 2,0 даже самой короткой выдержки может не хватить, и картинка будет пересвечена.

Если используете камеры с тачскринами, не забудьте про перчатки с отстегивающимися пальцами. Или такими, к которым чувствителен сенсор.

Не заходите в юрты и другие теплые помещения с камерой наперевес. Она мгновенно запотеет как снаружи, так и внутри. А конденсат для техники опасен вплоть до замыкания. После мороза уберите камеру в сумку – пусть она медленно нагревается 2-3 часа.
По этой же причине флешки из камеры после съемочного дня доставайте еще на улице, чтобы не пришлось этого делать в прогретом помещении.

Если есть возможность, используйте две камеры для широкого угла и телеобъективов – не придется менять объективы на морозе и под летящей снежной пургой. Попадание снега на матрицу чревато грязными разводами, которые испортят вам лучшие кадры. Если второй камеры нет, меняйте стекла, направив камеру байонетом к земле. И чем быстрее, тем лучше.

Наколенники, хотя бы на одну ногу, позволят вам получить более интересные кадры от земли, то есть от льда, не застудив при этом суставы и не промочив брюки.

Затраты на путешествие и сервис

Материальная составляющая по итогам самостоятельного последнего путешествия до Байкала и обратно: вышло около 250 - 270 тыс. руб., при этом, тратили скромно. Примерно поровну на топливо (у нас дизель, 114 тыс.) и жилье (104 тыс.). Два раза шиканули в местных ресторанах – в Томске и Перми. Байкал очень дорогой. И не в люксовом сегменте сервис отвратительный. За комнату с двумя кроватями и даже без тумбочек и бра, с удобствами на этаже отвалили 7 600 руб. в сутки (это на бурятской стороне). На Иркутской, в Утулике за 6 000 руб. сняли шикарный двухэтажный дом, шебби-шик. А отдельные апартаменты с видом на Казанский кремль, например, обошлись нам всего в 3 000 руб. Показательное сравнение?
Конечно, на круг и через турагентство вышло бы дешевле, но тут еще играют роль и личные предпочтения. Мы, например, путешествуем с двумя собаками. И путешествуем не только по окультуренным раскрученным местам. Та же Мальта или Усолье-Сибирское, или Омутнинск, или Нижнеудинск в маршруты турагентов обычно не попадают. При «централизованном» «посмотрите направо, посмотрите налево» много интересного остается за кадром, не успеваешь знакомиться с местными жителями (не с известными художниками или мастерами, а самыми простыми людьми). Например, в Дивногорске под Красноярском мы нашли семейную пиццерию, познакомились с ее хозяином сербом Слободаном. 16 лет назад он бежал сюда от своей войны, но спутал Дивноморск Краснодарского края с Дивногорском Красноярского. В каком туре проговорили бы с ним два часа кряду за пивом и сербской пиццей на берегу Енисея?!

Но с советами по сервису есть сложности: у каждого из нас свои ожидания, мерки комфорта и финансовые возможности. То же самое и с дорогами. То, что комфортно проходится нами на полноприводном «Соболе», может показаться адовой тряской или катком на легковушке или даже на полноприводном паркетнике с низким клиренсом.

Дороги у нас, как ни странно, мало отличаются от европейских, если ехать по федеральным трассам. Сами были удивлены. За Уралом их ещё и убирают оперативно (для февраля было оооочень актуально). Самая задница, простите, на всем маршруте началась в Кировской и Костромской областях на обратном пути. Галич – Буй совсем неприятно. Но... Проходимы! Не Север и не Пудожский тракт до Каргополя!

Осторожнее с местной кухней

Байкальский омуль в виде расколотки заходит не во все желудки, как оказалось!
Говорят, первый лед на самом глубоком озере планеты становится в декабре. К февралю он крепчает настолько, что по нему можно ездить на автомобиле. Но местные советуют приезжать в начале марта, потому что в феврале холодно, может быть аж до минус 35-38 по Цельсию. А в марте средние температуры – минус 10-15 градусов, что, конечно же, комфортнее для прогулок, пикников и фотосессий.

Кто вы – модные блогеры или любители экстрима – решать вам и только вам! Наше дело – предупредить, что захватить с собой на Байкал зимой.