Через Мариинск с самого начала его истории проходили значимые дороги государства российского:
Сибирский тракт – ныне федеральная трасса М53, и пока единственная автодорога, связывающая страну с Дальним Востоком. Ее начали строить в 1733 году как главный кандальный путь из столиц до Иркутска. Тогда он проходил через будущий Мариинск – село Кийское. Поселение постепенно формировалось вокруг центральной улицы, по которой вели каторжан, именно здесь строили пересыльные тюрьмы. А позже через городок пролегла
Транссибирская магистраль (знаменитый железнодорожный Транссиб). Так получилось, что в своем путешествии на Байкал мы проехали вдоль всего Трансиба на биглемобиле. И загорелись когда-нибудь повторить путешествие уже на поезде.
В обозримом прошлом – с 1932 по 1962 годы – в Мариинске располагался
Сиблаг. Еще одна черная страница истории не только города, но и всей страны. И снова через городок прошли тысячи заключенных, среди которых были известные и любимые народом люди: историк Лев Гумилев, актер Спартак Мишулин, певица Лидия Русланова... Отбывал срок в Мариинских лагерях архитектор, стоявший у истоков создания ярославской реставрационной школы, Петр Барановский. За то, что боролся в 1930-е против сноса церквей, памятников древнерусского зодчества. Сосланные сюда образованнейшие люди России во все времена вкладывались в культурную жизнь и образование городка. Уже по возвращению домой из сети по свидетельствам краеведов мы узнали, что по проекту Барановского в Мариинске было построено здание Опытной сельскохозяйственной станции. Оно простояло до 1970-х годов. И реконструирована при его участии электростанция. Как жаль, что в дороге с колес недосуг бывает рыться в источниках, нужная информация всплывает опосля и тогда только и остается, что возвращаться – смотреть и впитывать.