14 Июля 2019

СУЗДАЛЬ.
Часть III. Город-сказка

У каждого из нас отношение к Суздалю разное. Одно точно — это не город развлекательно-познавательных музеев, даже учитывая, что музеи здесь на каждом шагу. Здесь другие музеи. Святость места обязывает. Поэтому и статус Суздаля как «туристической Мекки», порой, напрягает: только задумаешься, глядя вдаль, как налетит шумная толпа группа туристов с телефонами и фотоаппаратами и развеет все очарование момента. Кто бы говорил, правда?!
Да, да, сами как раз с фотоаппаратами, камерами и телефонами…
В этой части про Кремль и все 5 монастырей!
Сердце Суздаля — Суздальский кремль
Когда-то здесь находилось укрепленное поселение мирян. Кремль был обнесен мощным земляным валом со рвом и деревянными укреплениями. Вал и ров дошли до наших дней, по валу протоптана тропинка, с высоты открываются фантастические панорамы:

Суздальский земляной вал — прежде всего, древний памятник русского оборонительного зодчества, имеющий скорее историческое, нежели эстетическое значение. Но в сочетании с невероятной живописностью местности - заливными лугами, петляющей речкой Каменкой - производит неизгладимое впечатление.

Он был сооружен по распоряжению князя Владимира Мономаха в конце XI века и за прошедшие века практически не изменился. В длину почти полтора километра, а высота в некоторых местах достигает 9 метров. Прочувствуйте масштаб по фото, как говорится:
Этот вал старше многих известных русских городов, Москвы и Питера — уж точно!

Устроен он из глины, внутри имеет деревянную конструкцию — «городню», благодаря которой довольно хорошо сохраняет свою начальную форму и характер рельефа вот уже тысячу лет. С северо-запада вал огибался рекой Каменкой. С юго-востока был прорыт искусственный ров.

В древности по валу был сооружен деревянный дубовый «заборол» — тын из бревен с заостренным вверху стояками. В цепи этого «заборола» находились и деревянные башни. Установлено, что было только двое проезжих ворот: «Ильинские ворота», ведущие на посад, и «Дмитриевские ворота», через которые проникали в кремль с периферии торговые люди на базар. Не случайно образовавшаяся по пути к Кремлю слобода на правом берегу Каменки, напротив Дмитриевских ворот, получила название «Щупачихи», то есть место, где осматривали, «ощупывали» товары, с которых нужно было взять пошлину.

В 1194 году повелением великого князя Владимирского Всеволода III Большое Гнездо мономахова деревянная крепость была заменена «рубленой» в виде соединенных срубов, клетей с засыпкой глиной. Представили? О неприступности и мощи сооружения, думаем, говорить излишне!

Еще пара кадров с валов. Для осмотра окрестностей и планирования маршрута по Суздалю лучшего места не найти.

В самом Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение. Примерно так и выглядела жизнь в кремле тысячу лет назад:
Обыкновенная жизнь в Уездном городе S
Если сердце Суздаля — Кремль, то сердце, метацентр и стержень Суздальского Кремля — Архиерейский двор с собором Рождества Богородицы (синие купола) и соборной колокольней (на фото она слева).

Этот архитектурный ансамбль складывался на протяжении пяти столетий — с XIII по XVII века. С 1992 года он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Однако иной главный Собор города, стоящий посреди Кремля, был построен в ещё XII веке. Но уже к началу XIII века стал разрушаться, поэтому по распоряжению князя Юрия Всеволодовича в 1222-1225 годах был разобран до основания и отстроен заново. Полностью. Впрочем, и этот вариант собора до нас целиком не дошел. В 1445 году у него обрушился верх и более 80 лет собор стоял в развалинах. Наконец, в 1528 году начались восстановительные работы, включившие в себя частичную разборку стен, через два года собор был отстроен вновь, получив на этот раз обычное для того времени пятиглавое завершение. Работы производились по приказу Московского царя Василия III и были приурочены к окончанию набега казанского хана. Не на какие аналогии не наталкивает?

Западнее от собора расположились Архиерейские палаты. Предназначались они для проживания здесь церковных глав. Потому в состав палат вошли трапезная, домовая епископская трапезная церковь, а также жилые строения и помещения для хозяйственных нужд.

В ансамбль Суздальского кремля органично вписалась и деревянная Никольская церковь 1766 года постройки. Она была перевезена из села Глотово Юрьев-Польского района в 1960 году, став первым экспонатом суздальского Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Кремль и Никольская церковь из села Глотово Юрьев-Польского района, 1766 год. Фото девочек с телефона:
В этот раз любоваться деревянным зодчеством пошли девочки с Марли и Цваем (Да, да, их тоже без проблем пустили в музей!). А потом они катались на кораблике!

Мы же прогулялись вокруг да около:
Стояла 30-градусная жара, так что приходилось то и дело искать спуски к воде, освежать хвостиков. Искупаться Рю и Ми довелось вот у этой Церкви Св. Николая. Майкуша с удовольствием плавал

На спуске встретили 10-11-летнего мальчишку. Одного! На речке! На велосипеде! (Привет, ювенальная юстиция, уничтожающая в человеке самостоятельность! Как хорошо, что в Суздале не входу некоторые модные столичные понятия!). Парнишка ждал друга, с удовольствием пообщался с собаками. А мы были поражены его обыденными (иначе не назвать) историческими познаниями. Даже уточнили — нет, все в порядке — обычный суздальский школьник рассказал нам об устройстве валов, Кремля — не хуже популярной энциклопедии, показал короткие тропинки…
Вообще в Суздале много велосипедистов и скутеристов. С удовольствием крутят педали и местные, и туристы — прямо бальзам на душу.
Но вернемся к рассказу. Часть Суздаля, расположенная на правом берегу Каменки, носит название Заречной стороны. Среди памятников этого района — Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе или просто Ильинская церковь.

Что действительно вызывает восхищение, так это количество храмов. На 9 кв. км. здесь располагается 30 церквей, 14 колоколен и 5 монастырей. В этом смысле город-храм преобладает в Суздале над городом-музеем.

Валы с видом на Заречную сторону Суздаля:
И просто еще один чудный вид в валов в сторону Торгового двора:
Душа Суздаля — все 5 монастырей
Многие из них простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. В иных выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории государства российского.

Но чтобы все это впитать и осознать, снова нужно освежиться. В прямом и переносном смысле, между прочим. (Тридцатиградусная жара, помните?). Кажется, что специально для придания свежести восприятию течет здесь речка Каменка, правый приток Нерли, — реки, на которой стоит древний Суздаль. Знаменитый торговый Путь из варяг в греки проходил по этой самой реке Каменке, отсюда торговые суда выходили в Нерль, Клязьму, Оку, Волгу, чтобы попасть, наконец, в Каспийское море. Верите, нет?
Легкий деревянный мостик через Каменку не просто соединяет два берега, но и занимает важное место в туристических маршрутах. Несмотря на свою кажущуюся простоту, мостик очень живописный, с него открывается чудесный вид на окрестности, а в воде отражаются башни Спасо-Евфимиева монастыря.
Отсюда монастырь легко можно принять за Кремль из-за внушительных стен и башен! Основан он был в 1352 году, и главной его функцией как раз была защита города от внешних врагов. Надо сказать, что сами стены были построены значительно позднее - в XVI-XVII веках, но и по сей день эти мощные оборонительные сооружения выглядят достаточно внушительно (общая протяженность 1200 метров, двенадцать башен с бойницами и амбразурами, удобное расположение). Всё это сделало монастырь сильнейшей крепостью Владимирской земли.

А вот наше фото годичной давности:
Как-то так получается, что ежегодно в июне мы ездим в Суздаль :))

Кстати, христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович. Названа она в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве. Впрочем, нам показалось, что чем-то очень отдаленно стена напоминает Кирилло-Белозерский монастырь. Те же архитектурные формы, но, конечно, менее масштабные и величественные. Даже несмотря на то, что северная крепость стоит на равнине.
О том, что стены крепости возводились именно для защиты, свидетельствуют не только бойницы, амбразуры и смотровые башни, но и степень укрепления, учитывающая рельеф местности: сторона стены, обращенная к реке, - невысока, а южная стена, упирающаяся в просторную равнину — существенно выше и толще. Вероятно, в такой крепости нуждались действующие власти того неспокойного времени, полного народных восстаний.
Если время позволяет, очень рекомендуем обойти монастырь вокруг, вдоль его стен. Оттуда зачастую открываются просто потрясающей красоты картины. Например, вид на белоснежный женский Покровский монастырь, расположенный на другом берегу Каменки. Ощущение, что смотришь глазами крестьянина или купца века эдак XV-XVI. Ну или хотя бы фотографа Прокудина-Горского, бывавшего в этих местах в 1912 году.
Наш с Рюриком заплыв на речке Каменке под стенами монастыря запомнился надолго. После «Богородской версты» за пару дней мы привыкли, что в это время суток у нас водные процедуры. Правда, вместо брода пришлось рыжему преодолеть метров 20 между мостками туда-обратно. Ох, и выносливый же у нас пес! Даже ко дну идет без паники, кормой вниз, с неизменной улыбкой на мордочке… Благо, хозяева всегда рядом!

А все дело в том, что в этой поездке (два дня соревнований, плюс, три прогулок по Суздалю) хвостики лишились своего обычного дневного сна. Практически сразу же после утренней прогулки и до четырех-пяти часов вечера дома они привыкли плющить морды на подушках. Полуденный отдых вдруг сменился физическими упражнениями и праздными шатаниями по жаре. Эх, мы, хозяева, недооценили, что разок переплыть Каменку Рюрик соберется, но два и больше… Пришлось поддерживать!
И тут нас как накрыло!
Специально сделаем это фото во весь экран, прочувствуйте!
Между прочим, понятно, почему монастырю было по силам сооружение такой значительной и неприступной крепости. Монастырь был богат! К XVII веку ему принадлежало более 10 000 крепостных (!), множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха (об этом мы писали во второй части).
А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители (про них тоже — во второй части). С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор.
Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году тут находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под трудовую колонию. А в конце 1960-х годов отреставрировали и открыли здесь музей.

Кто здесь бывал, тот представляет всю мощь и красоту этого места, кремлевский, черт побери, размах! И, глядя на такую красоту, нам, нехристям, чертыхнуться позволительно. Без крепкого словца не передать эмоции! Никого обидеть не хотим, поверьте!

Еще из интересного про эту обитель. Для выращивания лекарственных трав в XVI веке Иваном Грозным здесь открывается Аптекарская Палата, преобразованная позже в Аптекарский приказ. Одним из видов монашеского послушания было выращивание лекарственных растений. Сейчас, кстати, огород воссоздан. По всей России следом за местным монастырским создаются «Аптекарские огороды» - сады, где разводятся лекарственные растения.

Главный вход в монастырь — 22-метровая Проездная башня:
Перед башней в 1955 году установлен памятник Дмитрию Пожарскому, народному герою, чей прах покоится в родовой усыпальнице на территории монастыря. Род Пожарских прервался по мужской линии в 1682 году со смертью его бездетного внука Юрия Ивановича. Фамильная усыпальница была заброшена и в 1765-66 годах снесена «за ветхостью». А речь, между прочим, о прахе одного из величайших россиян, героя Смутного времени!

Рю, Ми, пень и памятник Пожарскому:
Только через век, в 1851 году граф А.С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей по проекту А.М. Горностаева. Мавзолей, увы, как и фамильный склеп, был разобран в 1933 году. Но археологические исследования 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года благодарные потомки поставили памятный крест. Мраморный мавзолей воссоздали в 2009 году.

В сквере у памятника огромное количество жуков «солдатиков». На каждом пне и под каждым кустом:
Еще про героев и полководцев государства российского!

Александровский мужской монастырь. Иногда по жаре бывает очень лениво топать лапками. И тогда мы осматриваем достопримечательности так. Рюрик бдит на своем штурманском месте. Майкуша заметно осмелел, даже в окошко высовывается. Правда, не на скорости. Любопытно ему.

От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году. Их видно на фото. Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, ул. Гастева.
Любимый вид через речку Каменку перекинут автомобильный мостик, с которого открывается отличный вид на сразу три монастыря (слева направо): Покровский, Спасо-Евфимиев, Александровский.
По легенде, основателем обители считается сам князь Александр Невский, а датой создания монастыря — 1240 год. Долгое время он находился под покровительством московских князей и назывался «Большой Лаврой».

В соответствии с местными преданиями, обитель была основана для приюта вдов и сирот после страшного разорения края монголо-татарами в 1238 году. Каменный Вознесенский собор сооружён на пожертвования матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной в 1695 году. Это самый старый сохранившийся архитектурный памятник внутри стен. С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года.

А в 1764 году по указу о секуляризации церковных земель монастырь прекратил своё существование по указу императрицы Екатерины II. Обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. Но уже в наше время, в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древней святыни вновь возникла монашеская община.

Церковь Вознесения действительно очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня (в основании восьмигранный столп). Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню настоящим историческим и архитектурным эксклюзивом среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля.
Вот аналогичная колоколенка на Старой улице, но расписанная и украшенная. Совершенно по-иному смотрится:
На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Он основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в 1364 году. Изначально все постройки обители были деревянными. В камне монастырь отстраивался только в 1510-1520-е годы. Так что, все, что мы видим сейчас в некотором смысле новодел.

В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства. Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодными своим мужьям и власть имущим. Для несчастных в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом. Так, в подклете собора было похоронено около 20 знатных монахинь, среди которых были пятая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Василия Шуйского Мария и т.д. ...
Но именно благодаря этим женщинам в XVI - XVII веках Покровский монастырь становится одним из богатейших в России, вместе с новыми монахинями из родовитых семей сюда поступают вклады от влиятельнейших представителей знати. Кстати, первой знатной узницей обители стала Соломония - жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплодной. В Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.
Последней великой княгиней, сосланной в Покровский монастырь, стала Евдокия Фёдоровна Лопухина - первая жена Петра I.

23 сентября 1698 года её постригли под именем Елены. Однако через полгода Евдокия оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка. В 1709-1710 годах вступила в связь с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым. И все бы ничего, оставили бы Евдокию в покое, если бы не «дело» сына.


Во время Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году в Суздаль был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, он застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а «благочестивейшей великой государыней нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «во благополучном пребывании многая лета здравствовать».

Евдокия и её сторонники были арестованы и отправлены в Москву. Евдокия признала свою связь с Глебовым: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата», к чести майора, тот тоже не отрицал близости с опальной царицей. Но главная его вина была не в этом, а в том, что посмел в письмах «цифирью» изливать «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа».

Такого Петр не прощал никому, Глебов был посажен на кол и, прежде чем умереть, мучался 14 часов... После допросов и пыток были казнены и некоторые другие сторонники Евдокии, прочие биты кнутом и сосланы. В Манифесте, изданном в связи с делом царевича Алексея Пётр так сформулировал обвинения против бывшей жены: «... за некоторые её противности и подозрения». Собор священнослужителей приговорил Евдокию к избиению кнутом, затем её сослали сначала в Александровский Успенский монастырь, потом в Ладожский Успенский монастырь, где она жила 7 лет под строгим надзором.
Ниже - главный храм Ладожского Успенского монастыря. Съемка 2010-го года.

Офф-топ:
Церковь Успения Богородицы. С XII в. храм стал центром Богородицкого конца Ладоги и ограничивала территорию городского посада.
Кубическая, трехапсидная, одноглавая. В первозданном виде западного и северного фасадов к нему примыкали каменные приделы, закрывающие порталы, высотой почти до половины здания. На западном фасаде под полукружиями закомар имеются декоративные кресты (голгофский и греческий), а в полукружии центрального пролета сохранилась большая ниша-голубец для росписи.

Особенность Успенского собора – наличие в помещении храма ниш для погребения.
Где-то в Русском музее в Петербурге хранится фреска светского сюжета, украшавшая фасадную плоскость собора.

Голгофский крест, кстати, более характерный для орнаментов католических храмов, чаще - гробниц и часовен. Очевидно, что в XII в. конфессии были еще близки друг другу. С другой стороны собора - православный греческий крест.
После смерти Петра царицу отправили в Шлиссельбург. Опала Евдокии закончилась с воцарением внука — Петра II. Её с почётом перевезли в Москву, дали содержание и двор, особым указом восстановили честь и достоинство. Умерла Евдокия в 1731 году, похоронена в Новодевичьем монастыре.
С 1992 года суздальский женский монастырь возродился как действующая обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов. Увидеть собор Покрова и высокую шатровую колокольню спешат многие. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Василием III. В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке.

Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Интересная архитектурная особенность: надвратная церковь представляет собой миниатюрную копию главного храма обители.
Ризоположенский женский монастырь - самый старый из сохранившихся в Суздальской земле. Он был основан в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая высокая в Суздале колокольня — 72 метра.

Святые ворота и Преподобенская колокольня:
История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

72 метра над уровнем Суздаля. Пока поднимались по ступеням, удивлялись таким объявлениям, как на фото. В них тоже дружелюбие и толерантность горожан.
Кстати, если соберетесь-таки звонить, не лишним будет пройти обучение в Церкви Косьмы и Дамиана на Яруновой горе (см. объявление на воротах храма в Части II). Наши прогулки под стенами монастыря:
Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С храмов сняли колокола и отправили на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский собор и в те непростые времена считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Сейчас в монастыре ведутся восстановительные работы, хотя советская надпись «КИНОТЕАТР» еще до недавнего времени читалась на фасаде Трапезной Сретенской церкви...
Вход в монастырь — редкий памятник архитектуры 1688 года - двухшатровые Святые ворота. Вот они еще раз крупным планом с двух сторон:
Если закрыть глаза и попробовать представить себе визуально словосочетание «стиль Владимирско-Суздальской Руси», воображение тотчас же рисует именно эти врата. Настолько они яркие, характерные, врезающиеся в память!

Интересное фото удалось найти в сети. Оказывается, на территории монастыря в XVII веке был возведён 5-главый Троицкий собор, его взорвали в 1930-е годы. Сейчас на этом месте монахини разбили огород:
Фото многое объясняет! Еще там, гуляя по святому месту, заметили, что большая территория монастыря как будто пустовата с точки зрения целостности пространства, архитектурного ансамбля, будто чего-то не хватает… Ну не могли так задумать древние зодчие! Хоть режьте нас, не могли! Что-то нарушено, паззл не сходится… Зияют огороженные ветхим забором пустыри с останками советских построек… Не должно так быть. Грустно.

Наше фото «не парадного входа» в монастырь:
Остается добавить, что обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.
Символично в некотором роде!
Свято-Васильевский мужской монастырь. Пятый и последний монастырь Суздаля - Васильевский, расположен на некотором удалении от основных архитектурных ансамблей Суздаля на восточной границе города, совсем рядом с домиком, который мы сняли на все 3 дня, проведенные в городе, возле дороги на Кидекшу.
Стоит тут Васильевская обитель с XIII века. Времена, когда ее создали, были неспокойными, и монастырь построили как форпост оборонительных сооружений города. По преданию, до того на том же месте стоял первый дубовый храм Суздаля, в которой Владимир Красное Солнышко крестил горожан.

Васильевский монастырь никогда не входил в число процветающих, строительство его главного храма - Васильевского собора затянулось на семь лет из-за нехватки средств, как писал Игумен Савватий: «Начали мы на монастыре строить церковь Василия... да и нечем». Но всё таки достроили! …В 1660-е. Раньше этот храм был трехглавым, а сегодня его венчает лишь одна главка. Оформление фасадов собора настолько лаконично и сурово, что храм скорее напоминает крепость. Кроме него, на территории монастыря сохранились трапезная церковь Сретения, каменная ограда, Святые ворота и некоторые другие постройки, которые сейчас занимают монахи. Монастырь действующий, можно подняться на колокольню XIX века и обозреть окрестности...

Самостоятельно он просуществовал до 60-х годов XVIII века. А позже, когда многие монастырские территории были ликвидированы, его приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю.