Самое впечатляющее, пожалуй, каменное здание Вельска. Ныне основное здания краеведческого музея – особняк купца-смолокура Пимена Соболева. Оно построено в 1913 году, буквально накануне Первой мировой. А основа коллекции музея — собрание «предметов старины» крестьянина Василия Кулакова.
Еще пару десятков лет назад музей ютился в бывшем Преображенском соборе вместе с библиотекой, кино-, спорт- и танцзалами и биллиардной. Там и ныне располагается районный культурный центр. Если честно, это наименее благоустроенный уголок города. Может, потому, что используется не по назначению, как-то чуждо все это наполнение месту, отторгает собор свое нынешнее содержание в нынешнем же исполнении. (Не станем судить о неуместности центра в здании бывшего собора, не нам судить о тех реалиях, говорим лишь о том, КАК тут его обустроили в свое время).

То, что осталось от собора. Кстати, возводили его на средства горожан. В 1898 году заложили, в 1903 году подняли кресты на купола, в 1913 году освятили, а в 1929-1936-х перестроили. Такое же отношение горожан к своему городу как в Вельске мы встречали разве что у жителей старого дореволюционного Выборга в те времена, когда Финляндия еще была Великим княжеством в составе империи. Та же домовитость, здравый смысл и безупречный вкус. Интересная параллель: два совершенно разных городка по стилю и укладу, но отношение горожан к городу одинаково заботливое.
Для сравнения такой же выставочный уголок Осташкова. Территория краеведческого музея. Бог с ним, с недостатком средств на реставрацию, но забор-то покосившийся и мусор за ним можно убрать, а колокольню побелить на первом уровне. Не в отчислениях дело - оба города по суммам финансирования сопоставимы, Осташков даже побольше и географическое положение у него выгоднее.

ОСТАШКОВ. Город контрастов
А вот территория музея (за зданием) в Вельске. И то, и то снято осенью. Нехорошо так говорить, неправильно, но, похоже, северные люди - они особенные.



В Выборге очень много анималистических скульптур. Обилием малых архитектурных форм город обязан старой традиции, бытовавшей в нем до середины ХХ века. Согласно ей, состоятельные местные жители вносили в городскую казну крупные суммы пожертвований «на украшение Выборга». Часть скульптуры, закупленной муниципалитетом на благотворительные средства, сохраняется до сих пор. В 1863 году выборгские купцы (наверное, с учетом местного колорита их правильнее называть предприниматели) предложили построить на свои деньги даже железнодорожную ветку между Петербургом и Выборгом, но тот проект остался на бумаге. Вообще же выборгская традиции меценатства, постоянных добровольных отчислений в пользу города поражает! Сразу по-иному воспринимается и понимается особенное хозяйское отношение к общественным пространствам, скверам, городской скульптуре...
ВЫБОРГ. Модерн, функционализм, Аалто...

Вот, кстати, Лось перед библиотекой Аалто - тоже скульптура. Многие туристы стремятся сфотографироваться по фоне памятника лосю в парке «Эспланада», недалеко от Красной площади. Но мало кто знает, что у выборгского лесного гиганта имеются копии в Финляндии — в Хельсинки и Лахти. В финских городах со скульптурами лосей связаны традиции празднования весеннего карнавала студентов — Vappu.
В Вельске нет суровых каменных скульптур, но есть своя важская роспись и ...фонари.




Мы сфотографировались под каждым. Крошечный городок, минимум туристов и такие интересные фишки, которым обе столицы позавидуют. У нас в Питере это непременно бы громко окрестили проектом рекреационной зоны и долго носились бы с ним, обсуждая и рекламируя на разных уровнях. Как дело было в Вельске, понятия не имеем. Внешне, кажется, городок шума не любит.
Вообще же Вельск – город расписной! Тут это всюду подчеркнуто: на указателях, адресных табличках, остановках общественного транспорта… Обычное современное граффити тут воспринимается продолжением традиции.
#путешествия_с_собаками #путешествияпороссии #северзовет #русскийсевер