В чём вы видите проблемы туризма в России?
О внутреннем туризме бытуют три устойчивых мифа: дорого, некомфортно, не безопасно. Так ли это, уже давно сама пытаюсь разобраться. Поэтому изложу очень субъективно. За аксиому примем низкий спрос на все виды туризма, если они не касаются пляжного отдыха и шашлыков в коттедже на выходных.
Самый сложный вопрос – инфраструктура и комфорт путешественников. При таком минимальном спросе в иные места даже бизнес самыми льготными предложениями не привлечь, а создание туристической инфраструктуры нужно. Пусть даже в самом сиротском-функциональном варианте. И, главное, дороги.
При мизерной аудитории и спросе на внутренние маршруты я бы и сама расставила приоритеты не в пользу туристических маршрутов. Возможно, именно поэтому в самых красивых уголках России до сих пор нет организованных турпотоков. Дороги таковы, что напрочь перечеркивают возможность создания комфортных и среднебюджетных автобусных туров вне двух, трех крупных центров, стоящих на федеральных трассах: Вологды, Тотьмы, отчасти раскрученной Териберки. В Каргополь, Белозерск или Сольвычегодск уже так просто не добраться. Малая авиация, которая решала эту проблему во времена СССР, умерла еще в 2000-е. Сложные стыковки «поезд – автобусы или джипы на местах», во-первых, сразу делают непривлекательной стоимость тура, во-вторых, часто также неосуществимы из-за отсутствия персонала на местах. Зато в тех местах есть паромные переправы – настоящая экзотика для жителей мегаполисов!
Еще одна серьезная проблема – местное население того же Русского Севера отнюдь не расположено к туристам. Более того, часто настроено негативно. Что же делать, чтобы «освоить» маршрут? Руководству компании спешно решать вопрос с персоналом для гостеприимства, возможно, организовывать вахтовый метод работы в высокий сезон, а PR специалисту «стучаться» в местные газеты и соцсети и «обращать» на свою сторону. Грубо говоря, персонала на местах нет!
Маршруты нужно раскручивать по всем правилам PR и GR. Никто не обладает даром ясновидения и не узнает сам по себе о том, что вы их сделали. Отдельной раскрутки в соцсетях, email рассылки и т.д. заслуживает инфраструктура на этих маршрутах. Писать надо даже про обустроенные стоянки для авто. Даже не писать, а буквально бомбить соцсети. Опять же, по наблюдениям спрос на новые туристические направления формируется внутри различных тематических сообществ. И это то самое новшество, которое преподнесла нам пандемия. Для туристических бренд-менеджеров сейчас мониторинг таких групп, умение управлять дискуссиями и вовремя подсунуть красивый рассказ с фото о том или ином месте – «поле непаханое». Но это затратно! А главное, хозяева туристических компаний и гостиниц, как правило, решают, что в PR и продвижении они и сами все знают, и в итоге имеем то, что имеем, когда за дело берутся не специалисты.
Про сервис я намеренно не писала бы. Он есть. И очень даже неплох! Даже очень хорош — самобытен, аутентичен и атмосферен. НО НОМЕРНОЙ ФОНД СУММАРНО НАСТОЛЬКО МАЛ…
Солидный поток — две, три группы одновременно по красивым, но крошечным городкам не запустить, и конкуренции там фактически нет.