Хроники шествия Рюрика нелетописного

Первым делом, первым делом самолеты...

Первые электросети, первая серийная подводная лодка… Первый военный аэродром в России тоже, оказывается, был построен в Гатчине в 1910 году. К столетию этой памятной даты, в сентябре 2010 года, на площади рядом с Авиамоторным заводом был установлен памятник-макет самолета «Фарман».


АМЗ находится прямо за этим красным зданием, перед которым мама рассекает на своем новеньком самокате. Здание – бывшие казармы Лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочества Константина Павловича полка, XIX век. А ныне это – музей истории авиационного двигателестроения и ремонта.


Открытие состоялось в августе 2002 года и было приурочено к празднованию 90-летия образования ВВС России. Словом, музей должен быть интересен всем мальчишкам. Тут на площади в 800 квадратных метров разместились полномасштабные макеты авиационных турбореактивных, турбовинтовых, турбовальных двигателей послевоенного производства от 7 конструкторских бюро. Что интересно, вход в музей абсолютно бесплатный, но работает он только по предварительной договоренности. Ниже дадим координаты.

Самолет «Фарман» создан французским летчиком и авиаконструктором Анри Фарманом. Говорят, эта тщедушная на вид машинка на «велосипедных» колесиках – один из самых массовых аэропланов 1910–1916 годов. Простая конструкция, неплохие для своего времени летные данные... У нас аэроплан создавался по лицензии. То есть копировался и делался по образу и подобию. В России было выпущено более 1500 лицензионных машин этой марки.


«Фарман» был двухместным и на него можно было установить двигатели разного типа и разной мощности. Каких-либо приборов в нем не было, кабина как таковая тоже отсутствовала, а экипаж размещался на деревянных скамейках перед крыльями. Впрочем, скорости того века позволяли даже выйти на крыло покурить. Сплошная романтика!

А первый военный аэродром находился недалеко от Гатчинского дворца на территории бывшего луга, раньше отданного для занятий кирасирам или тем же уланам. Вот уж не знаем, того ли самого, по которому мы гуляли, или нет. Надо лучше в источниках покопаться.


Как гласят справочники, в мае 1910 года завершили основные работы по обустройству: соорудили ангары для 10 машин, мастерские, бензохранилище и метеорологическую станцию. Первыми обитателями первого военного аэродрома стали два «Фармана» и аэроплан братьев Райт. А в октябре 1910-го состоялся первый перелет из Петербурга в Гатчину на «Фармане». Полет совершил первый военный летчик России Евгений Руднев. Вот сколько всего в Гатчине всего первого!

С мая 1911-го в городке дислоцировалась Офицерская воздухоплавательная школа, подготовившая до 1916 года 342 летчика, в том числе 269 офицеров и 73 нижних чинов. Именно с аэродрома Гатчины начался боевой путь большинства воздушных асов Первой мировой, здесь учился основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров и оттачивал свое мастерство первый дипломированный авиатор России Михаил Ефимов.


Памятник «Фарману» выполнен в масштабе 2:3, он расположен совсем недалеко от другого макета, подводной лодки Джевецкого.

А вот и обещанные координаты музея для всех заинтересовавшихся: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Григорина, 7А. Для безлошадных проезд из Питера от ст. метро «Московская» до станции Гатчина-Балтийская. Режим работы: с 11.00 до 16.00 по пятницам, субботам и воскресеньям. Бесплатно, но только по предварительной договоренности. Телефоны: (81371) 2-54-58, 305-30-60 (доб. 458).

#РюМи #Рюрик_нелетописный #нашабанда #яимоисобаки #путешествия_с_собаками