Хроники шествия Рюрика нелетописного

Чужак в Любятово. Как мы к каменному кресту ходили

Что называется, по пути… Название сего населенного пункта знакомо по пачке вкусного овсяного печенья. Да, это тут поля с овсом. Но сейчас Любятово — лишь микрорайон Пскова, а до 2 июля 1958 года было отдельной деревенькой, предместьем и, между прочим, известной деревенькой, в источниках Любятово засветилось еще в XVI веке. Так и стоит на берегу Псковы, через которую перекинут живописный подвесной мост.



Главная дорога — улица Николая Васильева — раньше называлась Любятовским шоссе. Однако сохранилась и Любятовская улица, и одноимённые набережная, и переулок, и проезд. Будете проезжать мимо — обязательно загляните на Любятовскую улицу. Тут стоит церковь Николы Чудотворца бывшего Любятовского монастыря, уцелевшие части которой относятся к тому самому XVI веку. Уцелело не многое, церковь неоднократно перестраивалась, но стариной тут веет. Место атмосферное.



Кстати, в Любятовском монастыре останавливался на ночлег сам Иван Грозный, прибывший с войском под Псков в феврале 1570 года после усмирения непокорного Новгорода. Усмирение — толерантное слово. Бойня была настоящая, много крови. Фактически одно древнерусское государство поглотило другое. А в память о своем пребывании в Любятово Грозный оставил здесь икону Спасителя. Мы по церквам, простите, не ходоки. Воочую не видели и, где сейчас икона хранится, местных не расспрашивали. Нас к Никольской церкви привел старый каменный крест.



Его установили на краю обрыва, видно аж с другого берега на фоне храма. Залили в бетон… Согласно краеведам-исследователям и авторам проекта «Регионавтика» Татьяне Хмельник и Александру Потравнову, крест не местный и даже не псковский. Он попал сюда из-под Порхова. А Порхов – это уже новгородская пограничная крепостенка, если судить исторически.



На Северо-Западе часто пропадают каменные кресты. Перемещаются. Всплывают потом в самых неожиданных местах или исчезают с концами. Ну да, бог — судья тем, кто занимается подобного рода кражами исторического наследия и самоуправством. Кто-то стаскивает кресты в музеи, кто-то вмуровывает в стены новодельных церквей (давняя традиция, и не новодельных древних храмов с еще более древними вмурованными в стены крестами в этих местах полно), а кто-то волочит к себе на дачу и мечтает организовать собственный частный «музей крестов». Как отмечают авторы «Регионавтики», найти исходное место нахождения каменного креста — сложнейшая задача.



Словом, этот конкретный крест у Никольской церкви совершенно нехарактерен для Пскова. Такие кресты стоят в Новгороде и по Новгородчине в направлении к Твери. Это не мы такие умные, это спецы говорят. А вот то, что такого материала — красного песчаника нужной для его изготовления толщины – в окрестностях Пскова нет, мы знаем.


Но кем-то же этот крест был установлен и зацементирован на берегу Псковы, а его подпятный камень, тоже весьма характерного вида, лежит рядом. Говорят, дьякон Никольской церкви в свое время раскопал, что артефакт был вывезен из Пушкиногорского района, где он валялся при дороге, никому не нужный и забытый. В рассказе фигурировали ещё какие-то казаки, которые крест то ли подобрали, то ли нашли... Татьяне Хмельник и Александру Потравнову (у них много историй про каменные кресты по всему Северо-Западу, уже настоящая энциклопедия, если честно) вспомнилась история про пропажу креста у бывшей проезжей дороги (ныне обычной деревенской улицы) из деревни Большие Пети Порховского района.



Опрошенные ими местные жители рассказали, что крест был из «красного гранита» и что несколько лет назад приехал некто с автокраном и забрал крест «в музей». Но ни в одном псковском музее Петинский крест так и не появился. А данные обмеров, рисунок на кресте и выемка на верхней лопасти совпали с новоявленным любятовским.


В общем, все хорошо, заключили краеведы. Крест нашелся, правда, его нога заляпана цементом и вырвана из подпятного камня, но ведь даже камень не пропал. Все на месте (и пусть даже не на своем). Ведь и в Петях сей крест, скорее всего, был чужаком, он с еще более глубокой новгородской глубинки.



А последний кадр – да, это туалет. Не торопитесь заключать, мол, Татка совсем уз ума выжила, раз обыкновенные деревенские «эМЖо» с дыркой в полу и мухами фоткает. Вы фоточку-то рассмотрите! Кабинка находится на территории участка, частной собственности, а дверь куда обращена? Правильно! На улицу. Это «эМЖо» тут поставлено для нас, для туристов и путников. Такой акт доброй воли и гостеприимства в меру финансовых возможностей. Внутри все очень прилично и чистенько.



Ещё про каменные кресты

#РюМи #Рюрик_нелетописный #нашабанда #яимоисобаки

#путешествия_с_собаками #псков #россияначинаетсяздесь