Хроники шествия Рюрика нелетописного

Олафсборг

Крепость Олавинлинна, она же Нейшлот, она же Олафсборг на шведский манер или Замок святого Олафа в хмурый день. Местечко это находится на островке между озерами Хаапавеси и Пихлаявеси в Сайменской водной системе. Это главная достопримечательность уютного финского городка Савонлинна, что всего в 320 км от Санкт-Петербурга.


До 1917 года адрес объекта был таким: Санкт-Михельская губерния Великого княжества Финляндского, город Нейшлот.


Замок был заложен в 1475 году вблизи границы с Новгородом по Ореховецкому миру. Построил его датский рыцарь Эрик Аксельссон, бывший регент Швеции. Целью было укрепление неспокойной границы после поглощения Новгорода Великим княжеством Московским. Место выбрали очень удачное: незамерзающий пролив на водном пути. Вот только забрались при этом километров на пять на русскую территорию.


Начиная с Ивана III, русские войска многократно пытались овладеть крепостью (русско-шведские войны 1495-1497, 1554-1557, 1570-1582, 1656-1658 годов). Но впервые это удалось только в ходе Великой Северной войны в 1714-м. Через семь лет крепость вернули шведам по Ништадскому миру. А с 1742-го и до Октябрьской революции Олавинлинна пребывала в составе Российской империи.


Рассказывают, что сам Александр Васильевич Суворов трижды бывал в Финляндии. Первый раз в феврале 1773 года. Тогда он посетил Выборг, Кексгольм и Нейшлот с целью оценки обстановки после государственного переворота в Швеции. Якобы для разведки Суворов проникал в гарнизоны в одеже финского крестьянина, он свободно владел финским языком. Знали?


А в то время, когда туризм еще существовал в Финляндии, и когда российским путешественникам там были рады, мы с удовольствием облазали три уникальных музейных пароходика, находящихся в этом городке "Савонлинна", "Микко" и "Анкера", много лет проработали на внутренних водных путях Финляндии и до сих пор на ходу.



"Савонлинна" (справа на фото) - пассажирский пароход, самый скоростной на Сайменском озере. Он был построен в 1904 году. Длина - 27,8 м, ширина - 6,6 м, осадка - 2,4 м, скорость - 11,5 узлов. Пароход предназначался для выполнения пассажирских рейсов между Савонлинной и Лаппеенрантой. Время в пути - 7 часов, очень хороший показатель даже для наших дней не то, что век назад. Пароход успешно работал на сайменской озерной системе до Зимней войны 1939-1940 годов. Последний владелец парохода обанкротился в 1982 году, и пароход был продан с аукциона. К счастью для "Савонлинны", его выкупила городская мэрия. После реставрации он стал музейным судном. При этом "Савонлинна" находится в полностью исправном состоянии, и выполняет круизы по заказу.


Рядом на фото - паровой буксир "Анкера", построенный в 1871 году. Длина буксира - 23,15 м, ширина - 4,62 м, скорость - 11,21 узлов. Это самый старый музейный пароход Финляндии. Ahkera переводится на русский как "Усердный". В течение многих лет он занимался буксировкой древесины из северный частей Саймы в Иматру, Котку, Выборг и Петербург. В 1958 году выведен из состава действующего флота, а в 1971 году после реставрации стал музейным судном.