Продолжим описывать наше последнее путешествие. Ещё один объект, ещё один город на нашей карте проекта #путешествия_с_собаками.
Свирь в самом Подпорожье сначала встречает неприветливо: низким обложным серым небом и … промышленными пейзажами. Но за ними мы сюда и ехали. Верхнесвирская ГЭС одновременно и самая крупная, самая известная достопримечательность городка, и градообразующие предприятие. Её строительство началось в 1938 году, а закончилось в 1952 году. Эта ГЭС стала последней в плане ГОЭЛРО. О первой, Волховской, близ Старой Ладоги мы вам не так давно рассказывали.
Собственно Подпорожье и выросло-то из рабочего посёлка строителей ГЭС.
И да, строительство ГЭС велось силами заключенных. Такая неоднозначная у нас история. К 1941 году был отрыт котлован под здание ГЭС, начались бетонные работы. А в июле 1941-го те же строители ГЭС под руководством Рапопорта уже возводили оборонительный рубеж по линии Малая Вишера, Крестцы, озеро Селигер, Осташков. Сама территория ГЭС во время Великой Отечественной была оккупирована, котлован затопили. Через три года после войны строительство возобновилось. Первый агрегат заработал в 1951-м, а в 1952-м станция была запущена в промышленную эксплуатацию.
Надо напомнить, что проекты гидроэнергетического освоения Свири возникли ещё в дореволюционные годы. В 1916 инженер В. Д. Никольский рассчитал «запасы водной силы реки Свирь», задумал сооружения здесь двух электростанций и регулирующей плотины. Но в силу последующих событий, проект был законсервирован. Такая же участь постигла и предложение, выдвинутое в июне 1917 инженером И. В. Егиазаровым о постройке на Свири трёх электростанций. Лишь 3 мая 1918 Совет народных комиссаров рассмотрел первую смету сооружения трёх свирских ГЭС и судоходного шлюза. Начались подготовительные работы на месте будущих свирских гидростанций. Но велись они очень медленно, и вскоре практически прекратились. И только проектировщики продолжали эскизное проектирование трёх станций (включая Волховскую), а гидрологи вели наблюдение в районах предстоящих работ.
В 1927 началось строительство первой ГЭС каскада - Нижнесвирской. Затем наступила очередь нашей героини.
В состав сооружений Верхнесвирской ГЭС входит водосбросная бетонная плотина, земляная намывная плотина, земляная дамба, судоходный шлюз и само здание ГЭС. Кстати, дамба с реверсивным движением и светофором служит мостом через Свирь для подпорожцев и гостей города, ее длина 350 м, для сравнения - здание ГЭС длиной 118 м как будто перегораживает реку. Общая же протяженность архитектурно-инженерного комплекса гидроузла составляет 600 м, высота шлюзовых камер – 60 м. Образовавшееся водохранилище подняло уровень Свири на 10 м, затопив мешавшие судоходству пороги.
Пожалуй, на этом хватит цифр и технической информации, тем более, что ее в открытом доступе с избытком. Расскажем о впечатлениях. Снимать технические объекты мы так и не научились. А технические и стратегические – и подавно! Чуть не были пойманы с фотоаппаратами близ Верхнесвирской ГЭС как вражеские шпиЁны. А мы действительно смахивали на шпиЁнов. Представьте: подъезжает фургон, из него вылетает тётка, быстро фотографирует, потом говорит что-то по рации, автомобиль перемещается, подбирает тетку, и они уезжают! И всё ради того, чтобы успеть на нужный сигнал светофора и не стоять в очереди на реверсивку по дамбе, но службе безопасности это жеж не объяснишь.
Архитектура станции и служебных зданий вокруг – удивительная помесь сталинского ампира и конструктивизма тридцатых годов прошлого века. Стоит принести извинения за качество фото, приходилось снимать из окна биглемобиля, но любопытство они удовлетворят. На здании ГЭС эдакий привет от СССР, сохраненный нынешними владельцами. Барельефы и герб со знаменами.
Рядом с гидроузлом, очевидно, когда-то располагался чудный парк. Мы нашли заброшенную, но очень живописную лестницу, увы, с приветом от девяностых и нулевых. Лестница настолько угажена, что, порой, ступить некуда. Она – эдакий мусорный контейнер. Но воображение устойчиво рисует на этом месте картины с прогуливающимися по тенистым аллеям физкультурниками, малые архитектурные формы а-ля девушка с веслом. Тут вполне мог бы быть свой крошечный подпорожский ВДНХ.
И самое интересное. Вишенка на торте! Деревня Подпорожье известна с 1563 года. Поселение возникло при Петре I, переселившем сюда сюда крестьян Боровичского уезда — умелых лоцманов — для проведения судов через пороги. Здесь в девятнадцатом веке были построены две красивые деревянные церкви святого великомученика Дмитрия Солунского в 1836 году и Тихвинской иконы Божией Матери в 1895 году. До наших дней они не сохранились из-за борьбы за судоходство против тех самых свирских порогов. Из-за строительства Верхнесвирской ГЭС, другими словами.
Подпорожье получило статус города в 1956 году. Местный краеведческий музей находится на улице Исакова. На высоком берегу Свири в центре города – братское кладбище. Рядом, на месте бывшего Свирьлага – храм Благовещения. И, наконец, именно отсюда начинается интереснейший туристический маршрут длиной примерно 90 километров под условным названием «Малое серебряное кольцо» или «Подпорожское кольцо».
P.S.-
Ещё одно очень важное мобильное фото и адрес минувшего путешествия! Запоминайте: Подпорожье, ул. Физкультурная, 8. Лучшие беляши. Калитки по нашему личному рейтингу третьи после кафе «Яблочного» в Петрозаводске и «Морошки» в Вытегре. Поверьте, мы толк в калитках знаем!